Мифическая Абхазия Владимира Воуба
Воспитание и формирование художника – процесс сложный и длительный. И он невозможен без длительного и кропотливого процесса обучения и осмысления. Ведь для того, чтобы создать произведение искусства, в котором будет присутствовать твое виденье мира, необходим длительный период обучения, накопление знаний, приобретение технического опыта. Из этих ингредиентов и получается творческая личность.
Воспитание и формирование художника – процесс сложный и длительный. И он невозможен без длительного и кропотливого процесса обучения и осмысления. Ведь для того, чтобы создать произведение искусства, в котором будет присутствовать твое виденье мира, необходим длительный период обучения, накопление знаний, приобретение технического опыта. Из этих ингредиентов и получается творческая личность.
Воспитание и формирование художника – процесс сложный и длительный. И он невозможен без длительного и кропотливого процесса обучения и осмысления. Ведь для того, чтобы создать произведение искусства, в котором будет присутствовать твое виденье мира, необходим длительный период обучения, накопление знаний, приобретение технического опыта. Из этих ингредиентов и получается творческая личность.
Часто возникает вопрос – какое творчество является национальным, какой оно должно обладать спецификой? Сложно ответить на такой вопрос, особенно когда он относится к произведению живописи. Ведь произведение живописи – очень сложная и условная вещь, и которые являются продуктом не только одной национальной культуры. Создавая произведение искусства, художник перерабатывает и осваивает не один пласт мировой культуры, пропуская через собственное восприятие, через призму собственной культуры, носителем которой он и является, в результате привнося свой вклад в национальное искусство. И, конечно, совсем не обязательно, чтобы национальным являлось только такое произведение, в котором изображены люди в традиционной одежде.
Но есть произведения искусства, при одном взгляде на которые не возникает никакого сомнения в его национальной принадлежности. Это те произведения, в которых и тема, и сюжет, и техника их выражения несут такой колорит, что их принадлежность к явлениям национальной культуры очевидна. Именно такими являются работы молодого художника Вовы Воуба. Найденный им творческий почерк довольно индивидуален, где за внешней легкостью создаваемых персонажей и образов скрывается глубокое знание формы, пространства, внутренней сути предметов.
Графика, как один из самых условных видов искусства, создает образы, отличающиеся особой абстрактностью и обобщенностью. Ведь она создает мир с помощью линии, штриха, создавая образы на контрастах черного и белого. Каждое искусство имеет свою специфику и использует присущие ей способы самовыражения, отражая существующий мир.
Но есть произведения искусства, при одном взгляде на которые не возникает никакого сомнения в его национальной принадлежности. Это те произведения, в которых и тема, и сюжет, и техника их выражения несут такой колорит, что их принадлежность к явлениям национальной культуры очевидна. Именно такими являются работы молодого художника Вовы Воуба. Найденный им творческий почерк довольно индивидуален, где за внешней легкостью создаваемых персонажей и образов скрывается глубокое знание формы, пространства, внутренней сути предметов.
Графика, как один из самых условных видов искусства, создает образы, отличающиеся особой абстрактностью и обобщенностью. Ведь она создает мир с помощью линии, штриха, создавая образы на контрастах черного и белого. Каждое искусство имеет свою специфику и использует присущие ей способы самовыражения, отражая существующий мир.
Графика В.Воуба говорит таким образным языком, что он может рассказывать истории, давать подробные описания предметов, обращаться непосредственно к зрителю, быть слегка ироничным, немного веселым. Художник позволяет любоваться своими героями, смеяться вмести с ними, раскрывая их лучшие и худшие черты, показывая их, каковыми они и являются в реальности.
Тема его работ – это родной край, который населен простыми людьми с их простыми человеческим заботами. Люди в его работах, выражают свои характеры в различных жанровых сценах, как бы увиденных со стороны. Повседневный труд породил своеобразные жесты, позы и движения. Набор этот привычен и уникален одновременно, что и стилизованно в работах Воуба. Его герои не просто позируют, они живут в своих пространствах в определенном стиле. Народ создал вторую природу, предписанную эстетическими законами. Набор специальных линий и ритмов составил особый словарь, и из этого материала возникли народные искусства. Такое искусство настолько “срослось” с жизнью и даже с бытом, что часто не воспринимается как искусство.
Выдающийся советский психолог П.Я.Гальперин дал в свое время неожиданно простое определение предмета художественного произведения: «каждое по-настоящему художественное произведение раскрывает чью-нибудь судьбу, судьбу своего «героя», тогда то, что изображается – не просто объект, подлежащий описанию, а непременно живой, действующий субъект.
Работы В.Воуба создают поэтическо-гротескные, обобщающие образы жизни и быта вечной Абхазии. Созданные им образы порой условные, но достаточно узнаваемы.
Когда я хочу чтобы мир узнал, кто такие абхазы и что такое Абхазия, у меня возникает желание объясниться работами В. Воуба. Он рисует мифическую, патриархальную Абхазию, разбросанную по горам, где по горным дорогам скачут гордые всадники, которые всегда стремятся к своим домам, где их всегда ждут любимые женщины, хранительницы очага. В его работах Абхазия, – это женщина, это земля, это реки, все, что сливается с очертаниями родной природы. Женщины, которые могут быть одновременно горами, долинами, реками и морями. Его женщины чувственны, эротичны, порой до дерзости откровенны в своей красоте и желании.
Женщины – это хранительницы очага, на которой забота о доме, о крыше, о хлебе насущном. Женщина – это символ, которому поклоняется мужчина, к которому стремиться. Он добивается любви и благосклонности женщины. А потом она будет той силой, которая замкнет в себе весь мир, возьмет на себя заботы о нем и об этом мире.
Абхазия славится своим гостеприимством, не одно поколение выработала ритуал застольных традиций. Созданные им образы застольных церемоний лиричны, неожиданны, ироничны. Часто он смеется в своих работах, когда изображает мужчин за застольем, эти работы – гимн вину, тосту, всему мужскому началу.
Абхазия не существует в отрыве от мировой цивилизации. Она продукт мировой культуры. Поэтому так поэтичны и изящны образы абхазцев с хорошо
знакомыми графическими образами египетской настенной живописи, будь то образы богов, фараонов или вечно безмолвствующих сфинксов.
Все его работы пронизаны трепетной любовью к родной земле, к ее мифам и традициям. Созданные им образы жизнеутверждающие и оптимистические. Они существуют вне времени, они стабильны в свой вечной простоте и архаичности.
В августе 2003 года в Частной галерее прошла его первая персональная выставка, с тех пор многое изменилось в творчестве молодого художника, он продолжал работать, развивая избранную им тему, используя новые для него технические приемы, стремясь к творческому развитию. Для своих новых работ он
нашел и соответствующие технические приемы, для предания создаваемым образам монументальности, работая карандашом и углем, он создает на плоскости листа иллюзию барельефной скульптурной пластики. Причем такие формы наиболее полно отражают заложенное в них содержание.
На сегодняшний день работами Вовы Воуба представлена новая грань в графическом творчестве Абхазии. Он постоянно работает. Его работы просто находка для книжной графики, но, к сожалению, его имя пока мало известно, и его работы, как и его творчество, остаются по большей мере невостребованными.
Безусловно, он талантлив, он настоящее явление в нашей национальной культуре. Отрадно, что он представитель нового, молодого поколения художников и задача общества не только открывать таланты, но и предоставлять им возможность для творческого развития.
Владимир Воуба родился в 1975 г. в г. Сухум, Абхазия
В 1990 – 92 гг. учился в Сухумском художественном училище, в 1992 – 99 гг. на факультете художественной графики в АГУ. В 2001 г. закончил Белорусский госуниверситет, по специальности преподавание изобразительного искусства и мировой художественной культуры, увлекается графикой.